Суббота, 01.06.2024, 08:08
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Доброе утро, Гость

Категории
Меню сайта
Развлечения
Статьи
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

››› Общая статистика ‹‹‹
Форма входа
Главная » Статьи » Разное » Разное

Тайны Тамплиеров
Тайны Тамплиеров - 1

(Данный текст является продолжением цикла историко-публицистических очерков"Масонские мифы"и автор так же, предусматривая публикацию полного списка использованной литературы, оставляет за собой право не делать построчных и постраничных ссылок).
    Строго говоря, ни Госпитальеры, ни Тевтоны не были тайными организациями, на протяжении своего многовекового существования они существовали вполне легально, приносили вассальные клятвы и подданнические присяги, принимали новых членов, проводили публичные церемонии, публиковали свои документы. Конечно, существовала и скрытая форма деятельности, особенно это было связано с Капитулами и дипломатической, и финансовой активностью Гроссмейстеров и Великих магистров, но подобная сторона существует при функционировании любого политического института, даже и при современной демократической и публичной власти. Если уж и считать духовно-рыцарские ордена«тайными организациями», то массовое сознание связывает этот термин, прежде всего с Тамплиерами.
    Тамплиеры (фр. templiers от«temple»  - храм,«храмовники») или Рыцари Христа и Храма Соломона (лат. Templique Solomonici) – Духовно –рыцарский орден, основанный в Палестине (Святой земле). В XII-XIII вв. орден был очень богат, ему принадлежали обширные земельные владения, как в созданных крестоносцами государствах на территории Палестины и Сирии, так и в Европе. Орден обладал также широкими церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему лично папой римским, которому Орден непосредственно подчинялся, атакже и монархами, на землях которых проживали тамплиеры. Орден нередко выполнял функции банкира, хотя главной целью его учреждения была военная защита государств, созданных крестоносцами на Востоке.
Краткая история ордена. Часть первая: «От пилигримов в банкиры»
    В годы, последовавшие за взятием Иерусалима в 1099 г., многие из участников Первого крестового похода вернулись на Запад или погибли, а созданные ими на Востоке новые государства крестоносцев не имели достаточного количества войска и умелых полководцев, способных должным образом защищать границы новых государств. В результате паломники, каждый год являвшиеся на поклон к палестинским святыням, часто подвергались нападениям грабителей или иноверцев, а крестоносцы были не способныобеспечить им должную охрану. Приблизительно в 1119 г., французский дворянин Гуго де Пейн, собрал восемь своих родственников-рыцарей, включая Годфруа де Сент-Омера, и учредил орден, поставив себе цель защитить пилигримов в их паломничествах по святым местам на Ближнем Востоке. Свой орден они назвали «Нищиерыцари». О деятельности ордена, как и вообще об ордене мало кто знал вплоть до Соборав Труа в 1128 г., на котором орден был признан официально,а священнику святому Бернару Клервоскому поручили разработать его Устав, в который были бы сведены основные законы ордена. Средневековый историк Вильгельм, архиепископ Тирский, канцлер Иерусалимского королевства в своём труде документирует процесс создания ордена: «В том же году несколько благородных рыцарей, людей истинно верующих и богобоязненных, выразили желание жить в строгости и послушании, навсегда отказаться от своих владений и, предав себя в руки верховного владыки церкви, стать членами монашеского ордена. Среди них первыми и наиболее знаменитыми были Гуго де Пейн и Годфру а де Сент-Омер. Поскольку у братства не было пока ни своего храма, ни жилища, король предоставил им временное убежище у себя во дворце, построенном на южном склоне Храмовой горы. Каноники стоявшего там храма на определенных условиях уступили часть обнесенного стеной двора для нужд нового ордена. Более того, король Иерусалимский Балдуин II, его приближенные и патриарх со своими прелатами сразу обеспечили ордену поддержку, выделив ему некоторые из своих земельных владений - одни пожизненно, другие во временное пользование - благодаря чему члены ордена могли бы получать средства к существованию. В первую очередь им было предписано во искупление своих грехов и под руководством патриарха«защищать и охранять идущих в Иерусалим паломников от нападений воров и бандитов и всемерно заботиться об их безопасности» .
   В самом начале своей деятельности ордену предписывалось только охранять паломников и первые рыцари ордена образовывали нечто вроде братства мирян. Орден составлял группу рыцарей на службе храма ГробаГосподня.  Правитель иерусалимского королевства Балдуин II выделил на юго-восточном крыле иерусалимского храма, в мечетиАла Акса место под штаб-квартиру. А Бернар Клервоский, разработавший Указ ордена рыцарей храма стал и патроном ордена.
   Тамплиеры, присутствовавшие на Соборе в Труа, развернули во Франции и Англии активную и успешную кампанию по вербовке в орден, для чего большая их часть, следуя примеру Годфруа де Сент-Омера, отправилась на родину. Гуго де Пейн посетил Шампань, Анжу, Нормандию и Фландрию, а также Англию и Шотландию. Помимо множества неофитов, орден получил щедрые пожертвования в виде земельных владений, что обеспечило ему стойкое экономическое положение на Западе, особенно во Франции, и подтвердило его первоначальную«национальную» принадлежность - орден считался французским. Однако очень скоро идея присоединения к этому духовно-рыцарскому ордену захватила также и Лангедок, и Пиренейский полуостров, где близость враждебно настроенных мусульман заставляла местное население возлагать надежды по защите на крестоносцев. Каждый дворянин, вступавший в орден давал обет нищеты, а его имущество считалось собственностью всего ордена. 29 марта 1139 г. папа Иннокентий II издал буллу, названную им Omne Datum Optimum, в которой говорилось, любой тамплиер мог пересекать свободно любую границу, освобождался от налогов, и не подчинялся никому, кроме самого папы римского.
    По одной версии, в течение последующих девяти лет, девять рыцарей не принимают в своё общество ни одного нового члена. Но следует отметить существование фактов, позволяющих либо усомниться в создании Ордена в 1119 году, либо в его девятилетней замкнутости. Известно, что в 1120 году в Орден был принят Фульк Анжуйский, отец Жоффруа Плантагенета, а в 1124 году граф Шампанский. К 1126 году было принято ещё два человека.
    Одним из главнейших занятий Ордена были финансы. Но что представляли они собой в то время? По словам Марка Блока, «деньги мало циркулировали». Они были не реальными монетами, но переводными, счётными. «Лишь в самом конце XIII века французские легисты с трудом стали различать её (монеты) действительную стоимость (вес в золоте) и натуральную, то есть её трансформацию в денежный знак, инструмент обмена», — писал Жак Ле Гофф. Величина ливра изменялась с 489,5 г золота (время Каролингов) до 89,85 г в 1266 г и до 72,76 г в 1318 г. Чеканка золотых монет возобновилась с середины XIII века: флорин 1252 г (3,537 г.); экю Людовика IX; венецианский дукат 1284. В реальности, по словам Ж. Ле Гоффа, чеканили серебро: грош Венеции (1203), Флоренции (ок. 1235), Франции (ок. 1235). Денежные отношения, таким образом, носят весовой характер - что их несколько затрудняет. Попытки же оценить какую-либо степень богатства могут привести к неадекватным результатам. Можно, к примеру, оценивать по уровню 1100 года - когда ливр колебался в пределах 367- 498 г, а можно по уровню 1318 - ливр 72,76 г. Таким образом, автор какой-либо работы может,оперируя данными, получить нужный ему результат - об огромной величине богатства тамплиеров, например. Нужно заметить - ввиду большого риска финансовыми операциями зарабатывали только определённые лица и конгрегации. Ростовщичеством занимались обычно итальянцы и евреи. Конкуренцию им составляли аббатства, которые обычно давали деньги под залог «земли и плодов с неё». Целью кредита обычно было паломничество в Иерусалим, сроком - возвращение оттуда. Величина кредита был равна 2/3 суммы залога.
    Значительно более солидно выглядел на этом поле финансовой деятельности Орден тамплиеров. У него был особый статус - не только светской организации, но и духовной; следовательно, нападения на помещения Ордена рассматривались как святотатство. Кроме того, тамплиеры получили позже у папы право заниматься финансовыми операциями, благодаря чему вели свою деятельность открыто. Другим конгрегациям приходилось прибегать ко всякого рода ухищрениям (например, давать деньги в рост евреям).
    Именно тамплиеры являются изобретателями чеков, причём, если сумма вклада исчерпывалась, то её можно было увеличить с последующим восполнением родственниками. Дважды в год чеки посылали в комтурию выпуска для окончательных подсчетов. Каждый чек снабжался отпечатком пальца вкладчика. За операции с чеками Орден брал небольшой налог. Наличие чеков освобождало людей от необходимости перемещений драгоценных металлов (игравших роль денег), теперь можно было отправляться в паломничество с небольшим кусочком кожи и в любой комтурии тамплиеров получить полновесную монету. Таким образом, денежная собственность владельца чека стала недоступной для разбойников, число которых в Средневековье было достаточно велико.
    У Ордена можно было взять ссуду под 10 % - для сравнения: кредитно-ссудные кассы и евреи давали ссуды под 40 %. Но со времён крестовых походов папы освободили крестоносцев от«еврейских долгов», тамплиерам же отдавали в любом случае.
    По мнению английского историка Стюварда, «самым длительным занятием тамплиеров, их вкладом в разрушение монополии Церкви на ростовщичество, было занятие экономикой. Ни одно средневековое учреждение не сделало большего для развития капитализма».
    Орден обладал огромными земельными владениями: в середине XIII века около 9000 мануариев; к 1307 г около 10500 мануариев. Мануарием в Средние века называли земельный участок размером 100-200 га, доход с которого позволял вооружить рыцаря. Тем не менее, следует отметить, что земельные владения Ордена Св. Иоанна более, чем в два раза превосходили по территории владения Ордена Храма.
    Постепенно тамплиеры становятся крупнейшими кредиторами Европы. В числе их должников все - от крестьян до королей и пап. Банковское дело у них настолько развито, что Филипп II Август доверил казначею Ордена исполнение функций министра финансов. «В течение 25 лет королевская казна управлялась казначеем Ордена Гаймаром, потом Жаном де Милли». При Людовике IX Святом королевская казна находилась в Тампле. При преемнике Людовика она продолжала там оставаться и почти слилась с кассой Ордена.«Главный казначей Ордена стал главным казначеем Франции и сосредоточил финансовое управление страной», - пишет Лозинский. Не только французские короли доверяли казну государства тамплиерам, ещё на 100 лет раньше один из ключей от иерусалимской казны хранился у них.
    Рыцарям Храма были знакомы бухгалтерский учёт и принцип двойной записи, чековые расчеты и сложные проценты; во всём христианском мире не было более опытных и относительно честных экономистов.
   Орден вёл активные строительные работы. На Востоке они по большей части заключались в возведении замков и мощении дорог. На Западе - дороги, церкви, соборы, замки. В Палестине тамплиерам принадлежало 18 важных замков, например, Тортоза, Фев, Торон, Кастель-Пелегринум, Сафет, Гастин и другие. За срок менее ста лет Орден построил в Европе «80 соборов и 70 храмов поменьше»,  - говорит Ж. Майе. Отдельно следует выделить такой вид деятельности тамплиеров, как строительство дорог. В то время нехватка дорог, множественность«таможенных барьеров» - сборов и пошлин, взимаемых каждым мелким феодалом у каждого моста и пункта обязательного проезда, не считая разбойников и пиратов, затрудняли возможность передвижения. К тому же качество этих дорог было отменно низким. Свои дороги тамплиеры охраняли и на их перекрёстках строили комтурии, где можно было остановиться на ночлег. Люди были защищены на дорогах Ордена. Существенная деталь: за проезд по этим дорогам не взималась таможенная пошлина - явление, исключительное для Средневековья. Значительной была благотворительная деятельность тамплиеров. Устав предписывал им трижды в неделю кормить бедных в своих домах. Кроме нищих во дворе, четверо ели за столом. Г. Ли пишет, что когда во время голода в Мостере цена меры пшеницы поднялась с 3 до 33 су, тамплиеры кормили 1000 человек ежедневно .
    В 1291 году Акка пала, и Ордены перенесли свои резиденции на Кипр. Ещё задолго до этого события тамплиеры, используя свои накопления и широчайшие связи, стали крупнейшими банкирами Европы, так что военная сторона их деятельности отошла на второйплан.
    Особенно велико было влияние тамплиеров в Испании, Франции и Англии. Орден сложился в жесткую иерархическую структуру с Великим магистром во главе. Они распределялись по четырём разрядам - рыцарей, капелланов, оруженосцев и слуг. По оценкам, во времена наибольшего могущества в ордене насчитывалось около 20000 членов - рыцарей и сервентов. Благодаря прочной сети командорств - в XIII веке их насчитывалось пять тысяч вместе с зависимыми замками и монастырями, - покрывающей почти целиком Европу и Ближний Восток, тамплиеры могли обеспечивать под небольшие ссудные проценты не только охрану вверенных им ценностей, но и их перевозку из одного места в другое, от заимодавца к заёмщику или от погибшего паломника к его наследникам.  Французский историк Жюль Пике формулирует это коротко:«Храм превратился в банк» –«Они были богатыми и чрезвычайно  высокомерными, вызывающими зависть, ненавистными. Конечно, их репутация, их основательность были причиной их успеха. Но этот успех вскружил им голову. Они забыли свою первоначальную миссию, и монахи-солдаты стали монахами-банкирами». От этой мысли всего один простой шаг до утверждения, что Филипп Красивый не был неправ, уничтожив их. Тамплиеры, таким образом, сами становятся виновниками своего падения.
    Но что, однако, означает, в контексте XIII века, быть банкирами Запада? Историки исследуя финансовые операции Храма, прежде всего отмечают исчезновение центральных архивов Ордена, несомненно содержавшие сведения первостепенной важности. Но даже изучение оставшихся документов позволяет сделать ряд важных выводов. Брат воинства Храма приносит три монашеских обета – послушания, целомудрия и бедности. Последнее понятие явно должно трактоваться в контексте XI и XII веков, а не в строго экономическом понятии нашего времени. В уставе идёт речь исключительно о личной бедности, а вовсе не о бедности ордена. Храм не является предшественником нищенствующих орденов. Брат ордена Храма должен, таким образом, подобно монаху Клюни или Сито, при вступлении в орден отказаться от всего, чем он владеет. Но устав не держит в тайне тот факт, что орден обладает имуществом, и прежде всего тем, которое позволяет ему выполнять его миссию обороны и защиты: лошадьми, оружием, доспехами и различной экипировкой (шатёр, снаряжение) для верховых поездок и прочих переходов. Всё это происходит от дарений,особенно дарений братьев при их вступлении в орден, покупок и поступления ресурсов с Запада на Восток, о чем говорится в нескольких статьях устава. Именно по поводу этих вопросов в уставе,а точнее, той его части, которая образует «Дополнения к уставу», встаёт вопрос о деньгах и об их использовании. Магистр ордена действительно имеет полномочия перераспределять лошадей и доспехи братьев (особенно в случае их кончины). Это распространяется и на все ценные дары ордену, в особенности на драгоценности. В более общем смысле, всякое дарение этого рода, сделанное Храму, должно помещаться в Казну или отдаваться Командору ордена, который выполняет функцию казначея. Распределение происходит между казной ордена (центральной) и хранилищами главных командорств. Командор должен получать товары и завещанное имущество стоимостью в сто безантов и более, сделанные в Иерусалимском королевстве. В других местах он также должен получать завещанное имущество и пожертвования на сумму более ста безантов; то, что ниже этой суммы, хранят местные командорства. Завещанное имущество и дары, сделанные во время морских плаваний, также поступают в казну. Однако именно на уровнерасходов обнаруживаются наиболее интересные указания,так как уточняется, что магистр, как и командор, при определённых условиях, могут делать ссуды. Упомянем и о том, что магистр, отправляясь в Триполи и Антиохию, может взять 3000 безантов и более из казны, с согласия командора, для того, чтобы оказать помощь, если она потребуется домам ордена этих двух государств; разумеется, если сумма не использована, она возвращается назад в казну. Гораздо более интересным является тот факт, что магистр может одалживать тому, кому хочет, деньги дома ордена, ему следует получить согласие или совет нескольких честных людей этого дома ордена для сумм размером до 100 безантов;и совет большего числа людей для сумм, превышающих 100 безантов. Кроме того, он может подарить 100 безантов, или имущество, драгоценности, одеяния эквивалентной стоимости, при условии, что это послужит интересам дома, «по совету его компаньонов и честных людей дома, где он будет находиться». У командора нет таких возможностей, ему для расходов, нужно согласие магистра. Но он может дарить парадных коней, кубки, одеяния друзьям ордена, которые сделали дому большие дарения.Таким образом, казна ордена действительно существовала! Магистр мог, но, никогда без согласия своих братьев, число которых зависит от масштаба операции – черпать оттуда средства, чтобы делать денежные ссуды и дары.
    Орден – это корпорация, формируемая рыцарями, и ей присущи ценности этого класса: Храм проявляет доблесть (и её за ним охотно признают), но умеет также проявлять щедрость, и статья 112, приведённая параграфом выше, даёт прекрасный пример дарения и ответного дара. Тем не менее, некоторые статьи призывают проявлять щедрость с благоразумием, то есть, не особенно часто. «Дополнения к Уставу» датируются, вероятно, 1160-ми годами: это означает, таким образом, что орден Храманачал практиковать финансовые операции достаточно рано. Так ссуды были даны королю Франции Людовику VII еще в момент второго крестового похода - ссуды, данные на Востоке и возмещённые на Западе. Не следует усматривать здесь преждевременного извращения тамплиерского духа. Эти операции, осуществляемые всеми религиозными орденами, были ещё более необходимыми для Храма и Госпиталя в связи с их особой миссией, и, стало быть, с их двойственным положением: на Востоке они сражаются, а на Западе они получают средства, необходимые для борьбы. Между этими двумя полюсами, тылом и фронтом, перемещения людей, имущества, оружия, верховых животных и денег были нормальными, регулярнымии неизбежными. Благодаря анжуйским архивам Неаполя известно, что для того, чтобы перевезти на Восток продовольствие из своих командорств в Южной Италии, тамплиеры и госпитальеры должны были получать разрешения на вывоз от властей королевства Сицилии. Практически до конца своего существования тамплиеры прибегали к этим разрешениям для перевозок зерна на Кипр или в Морею. Говорить о банковской деятельности можно только с того момента, когда Храм смог дать возможность использовать другим ту инфраструктуру, которую он создал. Конечно, вполне допустимо сказать, что он осуществлял банковские операции; но, начиная с какого времени можно говорить, что он является банком? Какова была на самом деле финансовая деятельность, которую осуществлял орден? Историки Л. Делиль и Ж. Пике предлагают следующий перечень операций:
     - вклады частных лиц (деньги и ценные вещи);
    - секвестр (т.е. управление деньгами и имуществом с последующей передачей третьим лицам);
    - управление текущим счётом;
    - обслуживание рент;
    - ссуды;
    - поручительство;
    - переправка денежных средств.
    Первые четыре – это операции, совершаемые с деньгами и доходами третьих лиц (т.е. клиентов), две последующих образуются из собственных капиталов Храма; что касается перевозки денег, то Храм занимается ею оперируя как своими средствами, так и средствами своих клиентов.

Тайны Тамплиеров - 2

Краткая история Ордена. Часть вторая. «Мародеры делят добычу»
   Воспользовавшись в качестве предлога каким-то случайным доносом, Филипп приказал без шума допросить нескольких тамплиеров и затем начал секретные переговоры с папой Климентом V, настаивая на расследовании положения дел в ордене. Опасаясь обострять отношения с королём, папа после некоторого колебания согласился на это, тем более, что встревоженный орден не рискнул возражать против проведения следствия.
    Осенью, 22 сентября 1307 года Королевский совет принял решение об аресте всех тамплиеров, находившихся на территории Франции. Три недели в строжайшем секрете велись приготовления к этой совсем нелёгкой для тогдашних властей операции. Королевские чиновники, командиры военных отрядов (а также местные инквизиторы) до самого последнего момента не знали, что им предстояло совершить: приказы поступили в запечатанных пакетах, которые разрешалось вскрыть лишь в пятницу, 13 октября. Тамплиеры были захвачены врасплох. Король делал вид, что действует с полного согласия папы. Тот же узнал о мастерской «полицейской» акции, проведенной Филиппом, лишь после её свершения.
   Арестованным сразу же были приписаны многочисленные преступления против религии и нравственности: богохульство иотречение от Христа, культ дьявола, распутная жизнь, различные извращения. Допрос вели совместно инквизиторы и королевские слуги, при этом применялись самые жестокие пытки, и в результате следствие добилось нужных показаний. Филипп IV даже собрал в мае 1308 года Генеральные штаты, чтобы заручиться их поддержкой и, тем самым, нейтрализовать любые возражения папы. Формально спор с Римом вёлся о том, кому надлежит судить тамплиеров, по существу же - отом, кто унаследует их богатства.
   Все владения тамплиеров во Франции переходили в собственность короля. Только в«звонкой монете» на долю короля и его семьи приходилось:
    - 200000 ливров из Тампля плюс 60000 ливров за ведение процесса;
    - деньги, поступившие от распродажи имущества Ордена, а так же драгоценности тамплиеров;
    - доходы от имущества тамплиеров, поступившие за время ведения процесса;
    - 200000 ливров, которые иоанниты хранили в Тампле (из этих денег король и удержал компенсацию за недвижимость тамплиеров перешедшую Госпиталю);
    - 500000 франков, взятых Филиппом IV на свадьбу принцессы Бланки (впоследствии заключенной в крепость за прелюбодеяние и возможно там убитой);
    - 200000 флоринов долга Филиппа IV перед тамплиерами;
    - 2500 ливров, выданные тамплиерами в 1297 году на организацию крестового похода, который не был осуществлён;
    - платежи по векселям тамплиеров;
кроме того были аннулированы все долги королевской семьи.
   Достаточно беглого взгляда на этот список, чтобы понять, что процесс над Орденом был для Филиппа IV очень выгоден. Конечно, никакой «борьбой за чистоту веры» этот процесс объяснить было нельзя - причины его были явно экономического и политического характера. Хронист Годфруа Парижский выражал общественное мнение относительно процесса и поведения Филиппа IV и Климента V, говоря: «Легко можно обмануть церковь, но ни в коем случае нельзя обмануть Бога». Такой процесс, несомненно требовал мощного идеологического обоснования (Прим. Сейчас мы назвали бы это пиар-компанией, помятуя о происшедшем через 700 лет событии и серии еще тянущихся процессов). Членов ордена обвиняли в тягчайшей ереси - в отречении от Иисуса Христа, в том, что они плевали на распятие, целовали друг друга непристойным образом и питали склонность к гомосексуализму, а также поклонялись идолам на своих тайных собраниях и т.д.
   В октябре и ноябре арестованные тамплиеры, в томчисле Жак де Моле, великий магистр ордена, и Гуго де Пейро, генеральный досмотрщик, почти одновременно признали свою вину. Ко многим заключенным применялись пытки. Затем де Моле публично повторил свое признание перед собранием теологов Парижского университета. Со своей стороны король Филипп IV написал другим монархам христианского мира с настоятельной просьбой последовать его примеру и произвести аресты тамплиеров в своих владениях. Папа Климент V был вынужден примириться со сложившимся положением вещей. 22 ноября 1307 г. он издал буллу«Pastoralis praeeminentiae», в которой отдал приказ всем монархам христианского мира произвести аресты тамплиеров и конфискацию их земель и имущества. Эта булла положила начало судебным процессам в Англии, в Испании, в Германии, Италии и на Кипре.
   Два кардинала были посланы в Париж для того, чтобы лично допросить руководителей ордена. Однако в присутствии представителей папы де Моле и де Пейро отказались от своих признаний и настоятельно просили остальных тамплиеров сделать то же самое. В начале 1308 г. папа приостановил инквизиционные процессы. Филипп IV и Ногаре целых полгода тщетно пытались воздействовать на папу, побуждая его вновь начать следствие. Кульминацией уговоров явилась встреча короля и папы в Пуатье в мае-июне 1308 г., во время которой после долгих споров папа наконец согласился начать два судебных расследования: одно должно было осуществляться папской комиссией внутри самого ордена, второе - представлять собой серию судебных процессов на уровне епископств, где местные суды должны были определить виновность или невиновность того или иного члена ордена. На октябрь 1310 г. был намечен Вьенский собор, которому предстояло вынести окончательное решение по делу тамплиеров. Епископальные расследования, которые проводились под контролем и давлением со стороны самих епископов, тесно связанных с французским престолом, начались, уже в 1309 г., и, как оказалось, в большинстве случаев тамплиеры повторили свои первоначальные признания после применения суровых и продолжительных пыток. В качестве свидетелей на процессах часто использовали малообразованных братьев Ордена, то есть служащих братьев. Г. Ли отмечает, что именно они во многих местах дали самые тяжёлые и ценные сточки зрения инквизиции показания. Использовались также показания ренегатов Ордена: флорентийца Роффи Деи и приора Монфоконского; последний, будучи осуждён великим магистром на пожизненное заключение в тюрьме за многочисленные преступления, бежал и сделался обвинителем своих прежних братьев. Пытки были настолько ужасны, что Аймери де Вильер позже заявил: «Я бы признал всё; я думаю, что признал бы, что убил Бога, если бы этого потребовали». Но после, на следующем же допросе рыцари отказывались от признаний в ереси. Эти отказы носили столь массовый характер, что Жан де Мариньи, архиепископ Санской епархии (в которую тогда входил и Париж) был вынужден под давлением Филиппа IV передавать отказывающихся от своих показаний тамплиеров в руки светской власти для сожжения на кострах.
   Папская комиссия, расследовавшая деятельность ордена в целом, начала слушания по делу лишь в ноябре 1309 г. Братья-тамплиеры, вдохновляемые двумя талантливыми священниками - Пьером де Болоньей и Рено де Провеном, - стали последовательно защищать свой орден и свое достоинство перед ее членами. К началу мая 1310 г. почти шестьсот тамплиеров пришли к решению защищать орден, полностью отрицая истинность вырванных у них в начале следствия признаний, сделанных либо перед инквизиторами в 1307 г., либо перед епископами в 1309 г. Папа Климент V отложил Собор на год, до 1311 г.
   Архиепископ Санса Жан де Мариньи – младший брат первого министра Филиппа IV, вновь начав расследование по делу отдельных членов ордена в рамках своей епархии, установил, что сорок четыре человека виновны как повторно впавшие в ересь, передал их светскому суду (приводившему в исполнение приговоры церковных судов). 12 апреля 1310 г. пятьдесят четыре тамплиера были приговорены к сожжению на костре и казнены в предместье Парижа. Один из двух главных вдохновителей защиты ордена в суде, Пьер де Болонья бежал, а Рено де Провен был приговорен советом провинции Санс к пожизненному тюремному заключению.
   Благодаря этим казням тамплиеры вернулись к своим первоначальным показаниям. Слушания папской комиссии также закончились только в июне 1311 г. Летом 1311 г. папа объединил свидетельские показания, полученные им из Франции, с материалами следствия, поступавшим из других стран. Но только во Франции и в тех районах, что находились под ее господством или влиянием, от тамплиеров действительно добились признания вины. В октябре,наконец состоялся Вьенский собор, и папа настоятельно потребовал роспуска ордена натом основании, что тамплиеры настолько обесчестили себя и что орден уже не сможет существовать далее в прежнем виде. Сопротивление епископов во время Собора было, однако, весьма значительным, но папа под давлением короля Франции настоял на своем, заставив аудиторию молчать под страхом отлучения от церкви. Булла«Vox in excelso» от 22 мая 1312 г. гласила, что «осудить Орден за ересь нельзя, но тамплиеры добровольно сознались в заблуждениях - это отвратит верующих, которые больше не будут вступать в Орден; таким образом, пользы он приносить не будет и должен быть расформирован», а согласно булле «Ad providam» вся собственность ордена безвозмездно передавалась Госпитальерам. Вскоре после этого Филипп IV и изъял у госпитальеров т.н. «судебную компенсацию». Разные тамплиеры были приговорены к различным срокам тюремного заключения, в том числе и пожизненно, в тех случаях, когда братья так и не признали своей вины, их заточали в монастырях, где они до конца жизни влачили жалкое существование. Их предводители предстали перед папским судом 18 марта 1314 г. и были приговорены к пожизненному тюремному заключению. Гуго де Пейро, генеральный досмотрщик ордена, и Жоффруа де Гонневиль, приор Аквитании, выслушали свой приговор молча, однако Великий магистр Жак де Моле и приор Нормандии Жоффруа де Шарне громко протестовали, отвергая все обвинения, и утверждали, что их святой орден по-прежнему чист перед Богом и людьми. Король незамедлительно потребовал их осуждения как впавших в ересь вторично, и в тот же вечер они были сожжены на одном из наносных островков Сены, так называемом Еврейском острове.



Категория: Разное | Добавил: МобиТехник (20.07.2011)
Просмотров: 4268 | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы по тегам:

Всего комментариев: 0
Сказать спасибо!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Сервисы
Реклама

Рекомендуем:

Каталоги
Случайный анекдот
В следующем занятии будет некотрое увеличение объема работ.

Разное
Интересное


››› Перейти на мобильную (WAP) версию сайта ‹‹‹