Пятница, 01.11.2024, 02:05
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Доброй ночи, Гость

Категории
Меню сайта
Развлечения
Статьи
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

››› Общая статистика ‹‹‹
Форма входа
Главная » Статьи » Очевидное-невероятное » Вещи, предметы

Свитки Мертвого моря: открытия и противоречия
В 1947 году бедуинский мальчик Мухаммед Эд-Дин из кочевого племени Таамире после долгих утомительных поисков пропавшей козы случайно обнаружил в скале вход в пещеру, находившийся гораздо выше его роста. Подумав, что пропавшее животное могло укрыться в этой пещере, он бросил в ее отверстие камень, но вместо блеяния козы услышал звук разбившейся глиняной посуды. С трудом взобравшись на скалу и проникнув внутрь пещеры, юноша обнаружил старинные глиняные сосуды с находившимися в них кожаными свитками. Так были найдены ставшие знаменитыми на весь мир рукописи пещер Вади-Кумрана, от которых они и получили название кумранских рукописей или рукописей Мертвого моря, которое находилось поблизости от этого места.
Кумранская находка оказалась сенсацией и для Науки, и для Церкви, так как до этого наиболее древними рукописями Библии были: рукопись Британского музея (895 г. н.э.), две рукописи Ленинградской Публичной библиотеки (916 и 1008 гг. н.э.) и рукопись из Алеппо (Кодекс Аарона Бен-Ашера) - 10 век н. э. Все остальные рукописи датируются 12-15 веками н.э.
Поэтому, когда археологи объявили, что рукописи и поселение Кумрана датируются4 веком до н.э. - 1 в. н.э., напряжение в научном мире возросло, ибо если действительно в руках ученых окажутся древние Библейские тексты, почти на 1000 лет древнее любого из сохранившихся доселе оригиналов, то путем сопоставления можно будет найти изменения в Библии – и вообще обнаружить много нового о событиях того периода.
СМЕНА ВСЕХ ПРЕЖНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
«Книга профессора И. Хиршфельда переворачивает все прежние представления историков о Кумране» - так говорится в аннотации к новейшему исследованию свитков Мертвого моря. Пока книга Изхара Хиршфельда, профессора Еврейского университета в Иерусалиме, вышла только на иврите. С выводами книги познакомил российских читателей Рафаил Нудельман в журнале «Знание –сила». Итак, чтобы понять смысл «переворота в представлениях», вспомним самые основные факты.
Речь идет о древнем еврейском поселении вблизи Мертвого моря. В его пещерах в середине прошлого века были найдены знаменитые рукописи и фрагменты, написанные (частично на иврите, частично на арамейском) в период от 4 века до новой эры и до 1 века новой эры. В руках ученых оказался бесценный материал для понимания иудаизма того времени и зарождавшегося тогда христианства. Они-то и называются «Свитками Мертвого моря», или«Кумранскими рукописями».
Их значение было осознано сразу после открытия, и еще в1953 году был создан международный комитет по их изданию. Лет десять спустя многое было издано в виде семитомной оксфордской серии«Открытия в Иудейской пустыне», но в частных руках оставалось еще несколько тысяч фрагментов, представлявших собой обрывки примерно ста рукописей, и вот их публикация была по непонятным причинам приостановлена, а доступ ограничен узким кругом людей,в него входило человек двадцать, не больше. Эти люди долгие годы публиковали отдельные фрагменты, зачастую даже без серьезного анализа. Все призывы опубликовать весь материал целиком оставались неуслышанными, и недостойная перепалка ученых вокруг Свитков Мертвого моря продолжалась до самого начала 90-х годов. Затем сторонники общедоступной публикации пошли на решительный, хотя и беспрецедентный шаг. Гершель Шанкс, издатель важнейшего библеистического журнала«Biblical Archeology Review» (BAR), каким-то образом раздобыл фотографии неопубликованных фрагментов и с помощью калифорнийских профессоров Р. Айзенмана и Д. Робинсона самовольно издал их в виде двухтомника«Факсимильное издание Свитков Мертвого моря». Тем самым все они стали, наконец, доступны для широкого научного изучения.
Надо сказать, что уже первые свитки, найденные в пещерах вокруг Кумрана, удивили историков. Кроме двух копий книги пророка Исайи и некоторых ранее неизвестных версий книги Бытия и книги Псалмов, здесь были также документы ритуального характера, позднее получившие у специалистов название «Устава Общины». В них описывались правила поведения членов некой религиозной общины, причем во многом принципиально отличавшейся от тогдашней еврейской общины, зато в чем-то предвосхищавшей общину и принципы раннего христианства, как они изложены в Новом Завете.
Известный израильский историк профессор Сукеник первым, еще в 1953 году, высказал предположение, что кумранскую общину составляли ессеи – небольшая секта в тогдашнем иудаизме, известная по описаниям Филона Александрийского и Иосифа Флавия, а также греческого историка Плиния Старшего. Если верить Флавию,община в те времена насчитывала не более четырехтысяч человек во всем Израиле, была рассеяна по всей стране и отличалась резко критическим отношением к тогдашним руководителям Храма, подчеркнутым стремлением к почти монашескому аскетизму, чистоте и углубленным интересом к «тайнам Торы». Плиний, в отличие от Флавия, сообщал, что ессеи живут в основном на западном берегу Мертвого моря, неподалеку от Эйн-Геди.
Так, с легкой руки Сукеника, де Во, Игаля Ядина и других авторитетных исследователей утвердилось мнение, что Кумран – это центральное ессейское поселение в древней Палестине, и, соответственно, все Кумранские рукописи – это часть библиотеки этого поселения, а так как некоторые кумранские тексты,как уже сказано, содержали подобие раннехристианских идей, то вскоре ессеи были объявлены прямыми предшественниками первых христиан. Эту мысль (в виде гипотезы) впервые высказал в1955 году американский литературовед Эдмунд Вильсонв книге «Свитки Мертвого моря»; позднее она стала почти канонической.
Однако это «каноническое» толкование изобилует противоречиями. Например, при раскопках в Кумране было найдено кладбище, на котором захоронено более тысячи человек, - многовато для уединенной «монастырской» общины. Еще более странно, что добрая половина этих захоронений принадлежала женщинам, что совсем уж не вписывается в представления об аскетической секте, члены которой, как утверждал Плиний, давали обет безбрачия.
А чем объяснить, что в развалинах Кумрана находились тысячи однотипных глиняных тарелок и кувшинов, как будто изготовленных на продажу или для использования в каком-то большом хозяйстве? Или большую, явно крепостного вида башню? Или отсутствие жилых помещений при множестве гончарных мастерских, печей для литья железа, стойл для животных? Таких примеров странностей, несоответствий очень много, и для каждого «каноническая» версия была вынуждена искатьотдельное – зачастую весьма натянутое – объяснение.
Исследователи тщетно пытались намертво связать проблему Кумрана с проблемой Свитков Мертвого моря. Между тем свитки, подобные кумранским, а также отличные от них, но тоже содержащие древние тексты и просто документы той давней эпохи (письма, записки, долговые обязательства), которых нет вКумране, были найдены во многих других местах вокруг Мертвого моря. Это громадное палеографическое наследие отражает духовную и бытовую действительность Иудеи на переломе тысячелетий, и многие ученые стали понимать,что Свитки Мертвого моря следует изучать именно на этом фоне, а не в шорах «протохристианского» подхода. И тогда проблема Кумрана предстанет в совершенно ином свете. Об этом первым заговорил – еще в 1984 году профессор Норман Голб. По его мнению, знаменитые свитки Кумрана имеют не ессейское происхождение, Кумран не был«монастырем ессеев».
СПОРЫ УЧЕНЫХ
Что говорят новые археологические данные? В самое последнее время сенсационные раскопки Ицхака Магена и Юваля Пелега, которые в течение десяти лет вели исследования в Кумране, еще более усложнили проблему.Они обнаружили в развалинах Кумрана драгоценные украшения, остатки явно импортных стеклянных сосудов, каменные флаконы для изысканной косметики, пышно украшенные гребни, иными словами – предметы роскоши, которым явно не место в ессейском монастыре. Но если Кумран не был поселением или монастырем ессеев, то каково же происхождение Кумранских свитков?
Норман Голб заявил, что в написании свитков участвовало не менее 150-ти писцов – в рамках кумранской общины было меньше. Палеографический анализ Кумранских рукописей также показал, что в этих текстах нет того способа написания букв – специфического полукурсива, - который был характерен для I века. Это же подтвердил и радиоуглеродный метод датировки.
Возможно, датировка Кумранских рукописей I веком была продиктована подсознательным стремлением доказать историчность ИисусаХриста. Как бы то ни было, Грег Дудна в своей обзорной статье «Передатировка Кумранских свитков» заключает, что все имеющиесясегодня данные приводят к решительному выводу: кумранские свитки были написаны не позднее конца I века до новой эры.
Более точную дату предлагает Майкл Вайз, проделавший анализ скрытых намеков в тексте этих свитков. В результате он обнаружил, что шесть таких намеков относятся к людям и событиям,существовавшим во II веке до новой эры, двадцать шесть – клюдям и событиям I века до новой эры и нет ни одного, который относился ко времени позднее 37 года до новой эры. На этом основании Вайз заключает, что «почти 90 процентов всех «ессейских» рукописей Кумрана были написаны (или переписаны) в I веке до новой эры, причем 52 процента из них – в десятилетие между 45-м и 35-мгодами до новой эры. Потом это занятие обрывается. Несомненно, тут таится какая-то загадка».
Дудна в своем обзоре пишет:«Не вступая в противоречие совсеми имеющимися сегодня данными, можно думать, что главная или, во всяком случае,значительная часть этих текстов была импортирована в Кумран, то есть доставлена извне, тогда как некоторые, действительно, могли быть составлены на месте... Что касается их обнаружения в пещерах, то тут могут быть три объяснения. То могло быть постоянное хранилище, откуда свитки и не планировалось изымать, - они просто складывались там, потому что это были священные тексты, которые у евреев, даже устарев или придя в негодность, не уничтожаются, а хранятся в особом помещении. Либо же это было своего рода действующее книгохранилище, которым пользовались до тех пор, пока война или другое бедствие не нарушили прежний порядок жизни и заставили его забросить. Либо же, наконец, свитки могли спрятать там во время той же войны, а спрятавшие их люди уже не смогли за ними вернуться, потому что были убиты или депортированы. А возможно, что каждое из этих объяснений приложимо к различным пещерам».
Самое радикальное объяснение загадки кумранских свитков предложил Норман Голб, и именно оно приобретает все больше сторонников. Сегодня вего пользу высказываются многие авторитетные археологи и историки, занимающиеся Кумраном. По Голбу, Свитки Мертвого моря вообще не имели отношения к Кумрану, независимо от того, существовала там какая-то сектантская (ессейская?) община или нет. Широкий спектр этих документов, отражающих самые разные течения и подходы в тогдашнем иудаизме, может быть объяснен, - утверждает Голб, - только предположением,что все они первоначально принадлежали либо Храмовой библиотеке, либо, еще скорее, самым разным группам и отдельным людям. В таком случае, они могли оказаться в пещерах по самой простой причине – владельцы спрятали их там, когда бежали из Иерусалима от римлян, в конце«Первого восстания».
Эту же мысль повторяет Ицхак Маген: «Они (свитки) могли быть принесены сюда кем угодно, включая беженцев, спасавшихся от римлян. Некоторые из них уносили с собой драгоценные свитки, но позже, перейдя Иудейские холмы и оказавшись перед необходимостью пробираться по берегу моря, не захотели нести их с собой и решили спрятать. Таким образом, это не сектантские писания, ессейские, саддукейские или храмовые, это – литература иудаизма в целом, литература иудаизма времен Второго Храма. Она принадлежит всему еврейскому народу».
Развивая эту «гипотезу бегства», Норман Голб опубликовал статью«Маленькие тексты, большие вопросы», в которой предложил детальную возможную картину такого бегства. В книге Иосифа Флавия, - напоминает Голб в своей статье, - говорится, что евреи, бежавшие из захваченного римлянами в 70-мгоду новой эры Иерусалима, направлялись по двум основным путям – на юг и на восток. Голб считает, что целью первого потока, который шел через Бейтлехем (Вифлеем), Иродион и вади Эйн-Геди, была Масада, тогда как второй, шедший на восток поток беженцев, двигался в сторону другой горной крепости – Макерус, на восточном берегу Мертвого моря, в Транс-Иордании. Этот поток мог разветвиться – однилюди обогнули Мертвое море по суше, с севера, тогда как другие перешли его вброд или вплавь в ближайшем удобном месте.
Этим «ближайшим удобным местом» оказывается именно Кумран. И потому именно здесь,готовясь продолжить путь по воде, беглецы расставались с драгоценной ношей, захваченной из Иерусалима – каждый со своими свитками, которые он не хотел оставить на осквернение римлянам. Отсюда и такое необычное скопление этих свитков в Кумранских пещерах. Некоторая часть беглецов продолжила свой путь к Макерусу, другие остались в Кумране. Эти последние вскоре погибли от рук римлян, пришедших по их следам и разрушивших кумранскую крепость. В свое время погибли и те, кто надеялся укрыться в Макерусе, как впоследствии погибли и защитники Масады.
А свитки остались.
ПРОТИВОРЕЧИЯ?
Но самое интересное – в том, что содержится в самих свитках. А именно: в них упоминается история о некоем Учителе (явно не Иисусе Христе), который проповедовал среди своих сторонников, потом был предан одним из нихи казнен, а затем воскрес от смерти.
Первые исследователи свитков обращали внимание на эту историю, казавшуюся странной: ведь в таком случае получалось, что история Иисуса просто повторяет в деталях то, что произошло ранее. Официальная Церковь вначале отмалчивалась, а потом активно подключилась к обсуждению темы, стараясь всеми усилиями заставить ученых считать, что кумранские свитки описывают именно события жизни Иисуса Христа и принадлежат христианам-ессеям.
Так гневные обвинения Церкви в отношении «еретиков-ученых», исследовавших кумранские свитки, сменились уже восторженными статьями теологов, в которых те откровенно фантазировали, выдавая их за «яркие и убедительные доказательства историчности Евангельских Событий». Например, именно так до сего дня кумранские свитки и фигурируют в православных энциклопедиях –как якобы «научное доказательство жизни Иисуса».
Однако новые выводы ученых ставят христианских теологов в нелепейшее положение: как оказалось, свитки были написаны вовсе не христианами, а иудеями. И написаны за век до Евангельских Событий. Получается, что Церковь, скоропалительно признав достоверность свитков и их духовную ценность, сама себя загнала в тупик.
Чем же объяснить существование до Иисуса Христа легенды об Учителе, который был предан, распят и который затем воскрес?
Во-первых, огромным количеством всяческих«учителей» и пророков, которых порождало склонное к мистицизму еврейское общество – искавшее спасение от внешних врагов и угроз в этом секретном мистицизме.
Во-вторых, сама концепция о воскрешении – это продукт эволюции этих мистических представлений. И важнейшая часть этой концепции – как раз СЦЕНАРИЙ некоего действа,призванный заставить поверить. Этот сценарий никто даже не изобретал – он просто витал в воздухе как духовный фольклор масс.
Главное содержание Учения Христа – это обещание воскресить после смерти тех, кто в Него верит. Именно этим христиане и стали отличаться от других людей, что изобрели гроб для сохранения тела до воскрешения (телесного, как Иисус обещал!) и принялись складывать покойников в центре своих поселений, в соборах – хотя у всех остальных людей покойников хоронили на кладбищах в удалении от поселений.
Зачем понадобилась казнь? Сценарий требовал, чтобы Учитель явил своим примером доказательство пастве того, что воскрешение после смерти возможно. У Учителя были варианты: воскреснуть после несчастного случая (например, падения с горы или укуса змеи), воскреснуть после болезни (от чумы или проказы), воскреснуть после естественной смерти от старости. Все эти варианты выглядят для Сценария как-то неярко, лишены трагизма, а главное – не зовут паству сопереживать смерти Учителя.
Чтобы человек увлекся верой, он должен сопереживать смерти Учителя, а это задает для Сценария направление: Учитель должен быть безвинно убит врагами. Кем? Разбойниками? Мелковато. Оккупантами? Уже лучше – герой Сценария обретает ореолеще и патриота. А более всего мелодраматична (и назидательна) история о предательстве, когда героя выдает оккупантам его же ученик.
Все это, повторяю, абсолютно элементарно с точки зрения сценического искусства, просто «витает в воздухе». В том числе на такой фабуле построены десятки тысяч произведений, включая тысячи советских книг и фильмов о коммунистах и председателях колхозов, гибнущих от рук предателей при пропаганде коммунистического Учения.
Возьмем, к примеру, сказку о Мальчише-Кибальчише. Он – адепт Учения (знает какую-то«Тайну Мальчиша»), его предал некий Плохиш-Иуда из ближайшего окружения, затем пытали и казнили буржуины ЗА ВЕРУ и ЗА ТАЙНУ ВЕРЫ – но Мальчиш вечен и бессмертен (идут пароходы – привет Мальчишу, и т.д.). Как видим, Сценарий тривиален и затерт, поэтому его существование еще до Иисуса Христа в легендах и преданиях – волне нормально.
Апокрифичное Евангелие от Иуды оправдывает Иуду: мол, тот делал только то, что просил его Иисус – в рамках Сценария. Поэтому Иуда и удивлен: мол, Иисус сам просил Его предать. Как можно было не исполнить волю Учителя? А ведь действительно, роль Иуды в оформлении Сценария –ключевая. Представим, что Иуда отказался играть роль предателя. И что тогда делать Иисусу? Без Иуды вся легенда рушится.
Вполне возможно представить себе, что Бог, видя период угара масс мистицизмом в Израиле, решил удачно воспользоваться этой ситуацией для более тесного ознакомления с обществом людей – и на время вошел в тело человеческое (как это подает протестант Джошуа Макдауэлл в книге«Неоспоримые свидетельства»). Израиль потому и был выбран, что являлся тогда революционером в религиозных представлениях, либерально относился ко всяким пророкам и прочим само названным «детям Бога», а вот в других регионах любого, кто себя назвал бы «Сыном Божьим», убили бы и оплевали на месте.
Ознакомившись с ситуацией на месте, Бог в человеческом теле решает реализовать красивую еврейскую легенду о преданном, казненном и воскресшем Учителе. С точки зрения драматургии – она безупречна, поэтому изобретать ничего не надо: онауже и так прижилась в сознании масс, показав свою силу (и подготовив массы). В итоге Иисус реализует Сценарий, следуя ему в деталях (в том числе следуя многим предсказаниям евреев о Миссии), и в том числе свою роль в Сценарии прекрасно играет Иуда – которого Иисус особо готовил для своего предназначения.
ТАЛАНТЛИВАЯ ПОСТАНОВКА
Цель Бога в человеческом теле, Иисуса Христа, в создании новой религии – уточнить некоторые концепции землян о Творце и дать ориентиры о построении Общества, обязанного быть выше Государства. В том числеИисус честно обещает воскресить людей, в Него верующих, но воскресить ТЕЛЕСНО, а не их души после смерти. Что фактически означает, что Иисус обещает забрать для нового эксперимента по созданию новой Земли (после Конца нашего Света) тех людей телесно, которые Ему более подходят.
А самое интересное: если мы внимательно прочитаем Новый Завет, то увидим, что описанные в нем Евангельские События – просто постановка, талантливая пьеса, полная абсурдов. Причем, в апокрифах Иисус и не скрывает своего совершенно ироничного, а порой даже юмористического отношения к этим Событиям – что чудовищно непонятно апостолам.
Вначале Иисус совершает множество чудес. В дополнение к чудесам Нового Завета, в апокрифических писаниях говорится, что, когда еще Иисус рос в Египте и Палестине, он явил миру много исцелений и других чудес. Однажды, например, он велел змее, ужалившей юношу Симона Ханаанита, «высосать весь яд,который та влила в этого мальчика». Змея повиновалась, после чего Иисус проклял ее и она «тут же разорвалась на части и погибла». Тогда Иисус прикоснулся к Симону и вернул ему здоровье. В других отрывках описывается, как Иисус исцелил ногу мальчику, носил воду в своем плаще, сделал короткое бревно длинным, чтобы помочь Иосифу в его работе, слепил из глины двенадцать воробьев и оживил их, хлопнув в ладони. И т.д.
Но вот Иуда предает Иисуса. Казалось бы, создателю чудес достаточно моргнуть глазом, чтобы Иуда стал навсегда немым и ничего не мог сказать.Нет же – Иисус отныне утрачивает всю свою«божественную силу». Над Ним издеваются, бьют плетками, мучают, наконец – распинают и казнят. Как же так? Когда кого-то ужалила змея, Он заставляет ее высосать свой яд, разрывает усилием Божьей Воли на части. Но при этом позволяет бить себя плетками и вбивать в себя гвозди. Логика тут может быть только одна: этого требует Сценарий.
Дальше еще не понятнее. Он ясно говорит, что не ощущает никакой боли, в том числе дает Фоме пальцем залезть в дырки от гвоздей. Чего ни один человек не может сделать. Так что же тогда мы называем«мучениями» или «страстями Христовыми»? Ясно, что мы сопереживаем – но сопереживаем тем страданиям, которые испытывал бы человек, когда на деле это был Бог, который не человек и боли НЕ ЗНАЛ, которому никаких ни страданий, ни увечий, ни смерти ничего наше земное в принципе причинить НЕ МОЖЕТ.
И самое удивительное: Иисус заранее всем сказал – я не умру, ибо Сын Божий, я бессмертен. Так чего же людей так поразило, что попытка казнить бессмертного Бога (ипостаси Творца) ни к чему не привела? Ведь ясно же, что созданное Творцом в принципе не может как-то навредить Творцу, ибо лежит в разных РЕАЛЬНОСТЯХ, а Бог никак не может погибнуть в той среде, которую сотворил. Это что программист, убитый пулей из компьютерной игры с экрана монитора. Виртуальное не может убить реальное.
Поэтому здесь налицо двойная мистификация со стороны Иисуса (для темных масс, а для более-менее понимающих людей Иисус и обращает свою иронию). Во-первых, нельзя говорить о каком-то«воскрешении», когда смерти не было и когда речь идет о бессмертном Боге, который в принципе не может погибнуть, войдя в свою виртуальную среду. Да, виртуальное тело программиста, играющего, скажем, в “Counter Strike”, может настигнуть виртуальная пуля. Но не надо заниматься подменой понятий между терминами «смерть в виртуальной игре» и«настоящая смерть». Бог может тысячи раз войти в земные тела, как сделал с телом Иисуса, и тысячи раз«умереть», оставляя эти тела. А в данном случае и оставления этого тела не было– оно просто осталось жить после казни, не явив никаких следов посмертных явлений (трупного окоченения, трупных пятен, начала гниения и т.п.). А затем Иисус ТЕЛЕСНО вознесся на небо, прямо как космонавт.
Во-вторых, в нашем человеческом понимании (и в сфере Творца тоже, надо полагать) смерть воспринимается вовсе не как гибель ТЕЛА, а как гибель ЛИЧНОСТИ. Отсюда у нас и возникли языческие мифы о том, что у человека якобы кроме смертного тела есть еще и «бессмертная душа» как воплощение жизни ЛИЧНОСТИ после смерти тела.
Иисус ни словом не обмолвился о том, что человек обладает душой, которая живет после смерти. Что является ВАЖНЕЙШИМ доказательством того, что Иисус – именно ОКО ТВОРЦА, сошедшее в Свой сотворенный мир. Ибо представления Иисуса совершенно отличаются от людских: Он далек от наших языческих представлений о Том Свете и загробности души – по Учению Иисуса, таковых не существует в природе. Перечитайте Евангелия. А вместо этого Он обещает телесное воскрешение землян в рамках их участия в новом эксперименте Творца.
Впрочем, все это – только рассуждения и предположения. Но бесспорно одно – рассказ о воскрешении Учителя, казненного после предательства, существовал еще до описанных в Евангелиях событий. Этот факт пока ставит в тупик и теологов, и ученых…



Категория: Вещи, предметы | Добавил: МобиТехник (05.07.2011)
Просмотров: 1561 | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы по тегам:

Всего комментариев: 0
Сказать спасибо!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Сервисы
Реклама

Рекомендуем:

Каталоги
Случайный анекдот
Когда мы на охоте потеряли штопор, то несколько дней жили только на воде и еде. (УФ)

Разное
Интересное


››› Перейти на мобильную (WAP) версию сайта ‹‹‹